По пути
домой я решил зайти в кондитерскую за свежим хлебом. Стрелки часов приближались к шести, тусклый свет фонарей еще не разрезал вечернюю темноту, а лишь слабо мерцал в сумерках. Когда я пришел, толстый продавец посмотрел на
меня с определенным удивлением моей настойчивости купить свежего хлеба
вечером. Он не считал меня за дурака, как мне хотелось думать, но это только потому, что понимал, как сильно я уставал, и как после тяжелого рабочего дня хочется просто
откусить хлеба и хлебнуть рома.
-Как всегда,
да?- спросил я, с грустью смотря на прилавок.
-Ну, как видишь
- толстяк добродушно развел плечами.
-Может,
круассанов возьмешь, дружище?- продолжил он и наклонился над стойкой.
-Я хоть и
вымотанный, но не женщина же я, чтобы помадами пользоваться и круассаны джемом
мазать.
На этом наш
маленький разговор был закончен, и по логике, узнав, что хлеба как всегда нет,
я должен был уходить, но почему то стоял. Не ожидая продолжения, не рассматривая стертую плитку грязно-розового цвета, а просто стоя. Взгляд, устремленный в никуда проходил через толстяка-продавца. Наше молчание нарушил именно он:
-Выпьем?
-Да.- как
только утвердительный ответ сорвался с моих уст, я слегла расслабился. Пил я
редко, но сегодня был особенно трудный день и особенно мутный воздух. Толстяк
протер круглый стол, сбитый из деревяшек. Сбит он был и плохо и хорошо, ведь
несмотря на то, что он шатался, деревяшки разошлись и прогнили- этот стол все
еще был столом. Меня всегда удивляло, какими тряпками протирают столы в
забегаловках. Они всегда темно синего или темно серого цвета, и по их текстуре
ощущаешь, что они несут больше грязи, чем чистоты. И тем не менее хозяева
трактиров и прочих заведений для питания и отдыха упорно макали эти тряпки в
ведро с водой и протирали заляпанные столы. И почему то столы становились чище.
Двумя глухими ударами на наш стол приземлилось два стакана с белым ромом и
миска с сухарями.
-Белый ром?-
зная, что это привилегия обеспеченный людей, я заволновался, так как таковым себя не
считаю.
-Расслабься,
дружище, за мой счет. Тебе сегодня можно.- сказал он, и недолго посмотрев на
меня, добавил - нужно.
Как то молча
мы осушили по половине стакана, как то молча жевали сухари. Такое молчание
бывает, когда тебе не неловко и не скучно…такое молчание называют благовейным,
так как оно не мешает никому.
Первый
заговорил толстяк:
-Расскажи,
зачем ты каждый день приходишь и спрашиваешь про хлеб? Ведь уже вечер, понятное
дело, что никакого хлеба нет!
-Не знаю,
может это стало моей привычкой, Может, если я не
зайду спросить за хлеб, что то изменится в моей жизни.
-Ты ходишь
долго, но ни разу, никогда еще не просил отложить тебе буханку. -толстяк уже
допил свой ром и слегка вызывающе смотрел на меня.
- Может, я
надеюсь, что однажды ты сам отложишь буханку для меня? Ты ведь знаешь, что я
приду.
-Тоже верно,
но вдруг ты не придешь ? Вот вдруг? И с чего ты взял, что я должен что то для
тебя делать то?- толстяк явно хотел выбить из меня просьбу о хлебе.
-Да, ты
прав.- ответил я, сделал последний глоток рома, забил рот сухарями и встал.
Подошел к стойке с вещами, надел котелок и пальто, положил на стол пару
монет. И ушел.
Через три
квартала я был уже около дома. Там меня ждет милая Анабель со своими
истериками, ужином и красотой. Наша маленькая двухэтажная квартирка
расположилась между прачечной и книжным магазином.
......
Анабель
кричала все громче и громче. Ее прежде милое личико исказилось силой
крика, ее нежные глаза наливались силой желания, волосы, которые я так любил
гладить перед сном, прилипли к лицу и сбились в клочья. Я ничего не слышал и не
понимал. Анабель растворилась в комнате, она слилась со спальней. Я видел лишь
ее большие глаза и быстро двигающиеся губы. Все вокруг покрылось муаром,
становилось то слишком резким, то чрезмерно размытым, то неровным, как песок.
Галлюцинации менялись под каждый удар моего сердца, и когда после размытой
комнаты, я видел слишком четкие очертания своей любимой, мои глаза отзывались
глубокой болью. Это состояние эффекта так поглотило меня, что вскоре я видел
только ее глаза, все вокруг меняло цвет, фактуру и смысл. Еще секунду назад
цветной вид комнаты сменялся черно-белым, глаза Анабель, прежде голубые,
становились то фиолетовыми, то красными, то болотно-зелеными, как и сама
комната. Я пытался услышать, что она говорит или прочитать по глазам, но в ее
глазах сплелись боль, любовь и ненависть ко мне или к моей слабости, и за всем
этим я не мог услышать смысл ее слов. Я напряг слух и услышал странный шорох.
Как будто рядом сидел художник и рисовал происходящее, он быстро носился по
холсту карандашом, и каждое движение грифеля, ровным черточками или нервными
штрихами резало мой слух. Но когда я вернул силу глазам, я понял, что все, все
кроме глаз Анабель было нарисовано карандашом. Гигантский грифель приблизился к
глазам девушки и мягким плавным движением лопнул их, как два шарика. Они
брызнули неоновой жидкостью и застыли в воздухе. С двух сторон задёрнулись
шторы и погас свет.
Вот мы с
Анабель идем по вечерним улицам города, ей не удобно идти на каблуках по
брущатке, но она молчит об этом, держа стать. На ней длинное пышное платье,
волосы убраны в изысканную прическу, а я в все том же черном фраке и котелке. Мы идем в
театр. Мимо проносится карета и мне слегка неловко, что я веду свою даму
пешком. Она чувствует мою неловкость и говорит, что ей нравится гулять.
Всю дорогу до театра Анабель рассказывает мне о своих предпочтениях, спрашивает
меня и моих, и я чувствую, что воспаряю к небу, когда она рядом. После пьесы я
предлагаю вызвать экипаж, но она отказывается, повторив, что любит гулять пешим
ходом, тем более в такой прекрасный вечер. Я не понял, поступила ли она так из
жалости к моему скудному кошельку, или ей хотелось провести больше
времени со мной? Пока что мы гуляли , мы встретили ее знакомых. Тоже премилая
пара, но они уже давно вместе и скоро будет свадьба. Ее подруга ела яблоко, а
молодой человек завел со мной беседу об игре актеров. Выяснилось, что вчера они
тоже ходили на эту пьесу. Разговор был недолгим, мы попрощались и разошлись в
разные стороны. Через пару шагов Анабель топнула ножкой и сказала:
-Как же
мерзко она ела это яблоко. И как она могла так поступить?!
-Милая моя,
это всего лишь яблоко, чужие манеры не твоя забота.
-Дело не в
манерах, она ела косточки! Как так можно!
-Я не
понимаю тебя- ответил я и уставился на мою Анабель наивным взглядом.
-Если ты ешь
косточки, ты ешь жизнь. Ты ешь детей этого яблока. Из косточки может вырасти
дерево, а из косточек, что есть в одном яблоке - даже шесть деревьев! Но нет,
нужно быть эгоисткой и не дать жизни, выйти на свободу, не дать косточке шанс.
Это оскорбительно для всего живого.
-Но милая-
возразил я- так всегда было, жизнь переплетена со смертью и решается это чьим
то нелепым выбором, что будет дальше, жизнь или смерть.
-Ты прав,-
ответила она и плотнее ко мне прижалась,- так всегда было. Любовь переплетена с
ненавистью, жизнь со смертью, друзья с врагами. Но в природе все же лучше.. что
бы не умерло в природе- оно сгниет, и станет удобрением для растений. Ежили что
то умирает у человека, отношения или же ребенок- оно не идет на пользу и не
становится удобрением, оно становится камнем, удушкой, отравляет всю свою жизнь
трупным ядом воспоминаний. Эта боль, которую чувствуешь, она безгранично далеко
от любого, кто спросит тебя, пережил ли ты потерю.
Я не
понимал, как эта милая девушка может говорить такие вещи, но и смысл этих вещей
тоже не очень понимал. Желая сменить тему, я сказал:
- Анабель,
взгляни, какое чудесное ночное небо, как прекрасны эти звезды.
- Наверное,
именно где то там находится наш ноль, наш старт, от которого мы безгранично
далеки.
-Мы все туда
вернемся, милая, а некоторые умудряются покорить небеса ночи или дня еще во
время жизни.
Резко перед
моим взором оказались две плотные сиреневые портьеры, так же резко они
разошлись в стороны, и я увидел Анабель. Она сидела в нашей комнате, я сидел
напротив. Я снова видел все четко и реально. Она плакала. Я бросился к ее
ногам и стал просить прощения, стал трясти ее и умолять не проливать ни
слезинки, но Анабель рыдала и далее. Я облокотился об стену и сел на пол. Ее
лицо вновь вернулось в привычное милое состояние, и на ужасные предшествующие
изменения указывали лишь красные глазки и распухший нос.
-Что не так
с нами, Анабель?- спросил я.
-Слишком
переплелась любовь и ненависть.- ответила она.
-Но откуда
взялась ненависть?
-Ненависть
дочка страха. Эта семейка заполнила нашу жизнь.
-Я опять
тебя не понимаю, любимая.
-И не
поймешь, ответила она, растворившись в воздухе. Комната опять стала болотного
цвета, песочной фактуры, вязкого содержания. Я тонул в болоте, посреди леса, и
эту вязкую трясину окружали кусты с ягодами. Я тонул в этом болоте, пытаясь
ухватится за ветки с красными и сочными ягодами, но они были слишком красивы, и
как следствие-слишком хрупки, чтобы удержать меня. Я хватался за гибкие
веточки, но болото тянуло меня вниз, я сжимал ладони, но болото тянуло сильнее,
в моих руках оставались листья и ягоды, которые лопались, разукрашивая мои практически
мертвые руки в сочные жизненные цвета.
......
На моих
похоронах было немного людей. Анабель была одета в черное платье, которое
прекрасно подчеркивало ее прихорошенькую фигуру, но лицо, спрятанное вуалью,
навсегда испачкала глубокая боль и чувство вины. Рядом с ней стояло пару
сотрудников из фирмы, где я работал, и булочник. Церковный служитель произнес
короткую речь и пошагал прочь. На могилу упали первые комья земли,
с глухим стуком они ударились о крышку гроба и разлетелись в стороны. Могильщики
закапывали, Анабель плакала, булочник смотрел в одну точку. Он пришел на
похороны со свертком, и некоторое время я думал, что же он там держит и зачем
взял с собой? Я стоял у изголовья своей могилы, никому не видимый, никому не
обязанный, безгранично свободный, и смотрел, как кончается моя старая жизнь. В
конце концов, последние хлопья земли покрыли яму, Аннабель возложила
цветы и ,не попрощавшись с булочником, молча ушла. А он все стоял и смотрел.
Медленно, взвешивая и обдумывая каждое свое движение, он поднял свой сверток и
стал его раскрывать. Оказалось, что внутри была свежеиспеченная булка хлеба.
Этот хлеб он положил к надгробию. Грустный и опустошенный, он смотрел на белое
пятно хлеба, посреди черной земли. И он тоже ушел. Остался я. Мне нечего
было более делать, как смотреть на этот хлеб и размышлять. Когда кладбище
опустело, а это было видно хорошо, сквозь лысые деревья, прилетело 8 или 7
ворон. Они впивались лапами в хлеб, и таким образом закрепившись на нем,
клевали его. Очень скоро от хлеба остались лишь крошки, а сытые птицы
разместились на соседних ветках дерева. Так странно было видеть, как мое
ежедневное банальное желание досталось мне после смерти, так странно, что его
склевали те, кому оно не положено, и кто может добыть себе нечто большее, чем
мой хлеб. Я посмотрел на небо. Пошел первый снег. Редкие и неловкие, чрезмерно
робкие хлопья падали на землю и тут же растворялись. Ведь они были холодные и
безжизненные, а земля, даже в конце осени дышала жизнью и теплом. Через пару
часов все вокруг покрылось тонким, но прочным слоем белоснежного снега. Если бы
я мог чувствовать материально, то наверняка вздрагивал бы от каждой снежинки,
упавшей на мои плечи. Я так и не понял, это была смерть или это была жизнь.
Немного похоже на стиль Ремарка. Вся эта трагичность приносит в рассказ особую колоритность.
ОтветитьУдалитьИдея хороша, образы необычные. Но редактировать еще и редактировать - слишком массивные обороты, речь героев почти неотличима друг от друга и от автора. И еще одно - карандашом на холсте не рисуют, только контуры в редких случаях делают, да и то чаще углем. И холст не шуршит.
ОтветитьУдалить